Связанные понятия
Общинное поселение (ивр. יישוב קהילתי — йишув кехилати) — один из видов населённых пунктов в Израиле. В то время как в обычном городе каждый желающий может купить недвижимое имущество, в общинном поселении жители населённого пункта, которые организованы в подобие кооператива, могут наложить вето на продажу дома или бизнеса нежелательным покупателям.
Мошава ́ (ивр. מוֹשָׁבָה, букв. «колония, поселение») — разновидность еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Первые мошавот (в том числе Петах-Тиква) были основаны ещё до начала Первой алии, но в основном этот тип поселений сформировался в годы Первой алии и до начала Второй. В дальнейшем мошава как тип сельскохозяйственного поселения была вытеснена кибуцем и мошавом, ряд старых мошавот со временем превратились в города.
Вторая алия — период 1904—1914 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.
Местный совет (ивр. מועצה מקומית, произн. моаца мекомит) — административная единица в Израиле, схожая с городом по устройству и укладу жизни, и которая пока не достигла минимального числа жителей и других требований для получения статуса города.
Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
Упоминания в литературе
В XIII – XIV вв. кризис Византийской империи и разорительные набеги татаро-монгол (они называли Херсонес Сары-Керман, т. е. Желтая крепость) привели Херсонес к упадку. Еще в начале XV в. в отдельных районах города теплилась жизнь, но к середине этого века Херсонес умирает окончательно. В 1472 г. генуэзскому консулу в Кафе (крепость близ современного города Феодосии в Крыму; по договору с Византией Херсонес в 1350 г. был отдан генуэзцам) сохранилась инструкция: «…было бы полезно снести башни и стены одного необитаемого места, которое называется Херсон. И это в тех целях, чтобы турки не заняли его».
Стены и башни необитаемого города не снесли, пустынный и заброшенный он привлекал многих путешественников. В 1578 г. польский посол к крымскому хану Мартин Броневский был в Херсоне и записал в книге своих путешествий: «Город много веков стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошения». К началу первых раскопок руины Херсонеса покрылись землей, заросли травой, кустарником и лишь кое-где выступала кладка крупных строений: оборонительных стен, башен, храмов, крупных жилых домов.
Силы противников были вообще поразительно неравными. На одного вооруженного защитника города приходилось более 20 турок. Константинопольские военачальники ломали голову над решением труднейшей задачи – как растянуть силы обороны по всей линии укреплений, общая протяженность которых составляла около 52 километров. Надеясь, что турки не будут штурмовать город со стороны Мраморного моря, византийцы наименьшее число воинов выделили для защиты морских стен города. Оборона побережья Золотого Рога была поручена венецианским и генуэзским морякам. В центре обороны, у ворот Св. Романа, стояли отряды итальянских наемников, преимущественно генуэзцев. Остальные участки городских стен защищали смешанные отряды византийцев и наемников-латинян. Защитники города были вооружены копьями и стрелами, пищалями и камнеметными орудиями. У них практически не было артиллерии, ибо те несколько пушек, которые нашлись в столице Византии, оказались непригодными: при стрельбе у этих пушек происходила такая отдача, что наносились серьезные повреждения своим же
стенам и башням . Гарнизон города, как показали дальнейшие события, обладал высокими боевыми качествами. В первые дни осады, пока турки готовились к штурму крепостных стен, византийские воины делали вылазки и вступали в яростные схватки с турками, стремясь помешать им устанавливать стенобитные орудия и иную осадную технику. Но вскоре император отдал приказ не покидать города и бросить все силы на подготовку к отражению штурма.
Южнее Дора хорошо выраженные персидские слои отмечены в Тель Меворахе, укрепленном городе V–IV вв. до н. э. (каменная казематная
стена и башня , общественные постройки, сельхозяйственные склады), в порту Микморете (мощный форт, защищавший гавань; большие хранилища; финикийская и греческая керамика; вавилонская клинописная табличка времени персидского царя Камбиза; голова статуэтки Астарты). Следы большого пожара связывают с антиперсидским восстанием сидонского царя в 345 г. до н. э. В военно-административном центре Тель Михала (Макмиш) выделены 10 слоев персидского периода и открыты два финикийских храма (конца VI и IV вв. до н. э.), мощный форт, оригинальная круглая сырцовая постройка с полом на 3 м ниже уровня поверхности, толстыми стенами и сводчатым перекрытием (силосная башня?). Хорошо распланированная застройка, окруженная мощной стеной, позволяет говорить об особых функциях городских районов – административных, жилых, производственных (открыты гончарные горны, маслодавильные прессы, мастерские). Город имел большие склады продовольствия и вина, охранявшиеся воинами (их лагерь изучен). Рядом с городом открыт большой некрополь.
Как известно, в европейских традициях зубцы олицетворяют власть, неслучайно ими принято завершать головной убор монарха. В античные и романские времена зубчатое окончание крепостных
стен и башен являлось не символом, а всего лишь необходимым элементом обороны. К расцвету Средневековья военное значение уступило место декоративному: зубцы редко использовались в бою, зато наглядно демонстрировали мощь сооружения, одновременно представляя хозяина – человека знатного, независимого, обладавшего привилегией украшать свое жилище королевской символикой. В некоторых замках зубчатые венцы располагались даже там, куда не могла долететь стрела и куда вообще не было подхода. Автор правовой рукописи Айке фон Репгов объяснил это тем, что владелец, добившись разрешения на устройство зубцов, старался расположить их как можно выше, чтобы вся округа видела, кому принадлежит замок. В городах зубчатый верх ратуши указывал на вольный статус жителей. Получив свободу от графа или епископа, люди старались отразить это повсюду: на печах и трубах, стенных шкафах, каретах, кубках, светильниках, цветочных горшках, украшенных бойницами и мелкими зубчиками.
XIV столетие в жизни Русского государства характеризуется не только дальнейшим усилением могущества Москвы, но и нарастанием угрозы со стороны татарских ханов. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Донской в 1367 г. отдал приказ начать возведение
стен и башен Кремля из белого камня. По всей Москве появилось множество белокаменных церквей; в 1358 г. впервые упоминается Чудов монастырь; выросли новые княжеские палаты. В 1390 г. был выстроен Вознесенский монастырь. После этого за Москвой прочно закрепились названия «белокаменная» и «град сорока сороков церквей».
Связанные понятия (продолжение)
Третья алия — период 1919—1923 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы.
Города развития (от ивр. עיירת פיתוח Аяра́т питу́ах) — термин, используемый для обозначения новых поселений, которые были построены в Израиле в 1950—1960-х годах с целью обеспечения жильем новых репатриантов, которые до этого размещались во временных лагерях. Другой целью появления таких городов стала необходимость развития периферийных районов страны.
Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
Дунам (от тур. dönüm) — единица измерения площади, служащая в быту для обозначения площади земельных участков в некоторых странах и на территориях, находившихся в прошлом под властью Османской империи: Израиль, Иордания, Ирак, ТРСК, Ливан, Ливия, Сирия, Турция, а также в странах бывшей Югославии.
Арабская освободительная армия (араб. جيش الإنقاذ) — военизированная организация добровольцев в основном из арабских стран во главе с Фавзи аль-Кавукджи.
Израильская прибрежная равнина (ивр. מישור החוף, Mishor HaHof) — узкая прибрежная равнина, расположенная на израильском побережье Средиземного моря, протянулась на 187 км от границы с Ливаном до Сектора Газа. На этой равнине проживает около 70 % населения Израиля, а сама равнина делится на много культурно-географических районов. На всей протяженности равнина представляет собой песчаные пляжи с средиземноморским климатом.
Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, получившая название Первая алия, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Гдуд ха-авода (ивр. גדוד העבודה וההגנה על־שם יוסף טרומפלדור, Рабочий батальон имени Йосефа Вольфовича Трумпельдора) — первая в Эрец-Исраэль рабочая коммуна.
Религиозный сионизм (ивр. ציונות דתית) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
Новые историки — группа израильских историков, занимающаяся пересмотром и подвергающая критике традиционные положения израильской историографии относительно новейшей истории Израиля. Так например, новые историки оспаривают традиционную версию о добровольном исходе палестинских беженцев в 1948 году или положение о том, что мир на Ближнем Востоке не был до сих пор достигнут в основном из-за непримиримости арабских стран, а не из-за противодействий Израиля.
Еврейская бригада (ивр. הַבְּרִיגָדָה הַיְּהוּדִית, англ. Jewish Infantry Brigade Group) — единственное еврейское национальное воинское соединение в составе союзных войск в годы Второй мировой войны. Входила в состав британской армии. Созданная в сентябре 1944 года, она состояла из евреев-добровольцев, имела свои войсковую эмблему и знамя — белое полотнище с двумя голубыми полосами, золотым Маген Давидом и надписью «Еврейская бригада».
Ульпан (ивр. אולפן — студия, обучение, инструкция) — учебное учреждение или школа для изучения иврита. Под этим термином понимают как профессиональные, так и любительские курсы или кружок по изучению языка иврит.
Алия Бет (ивр. עלייה ב; полное название: עלייה בלתי-לגאלית) — нелегальная, в обход запретов британских мандатных властей, репатриация евреев в Страну Израиля с 1933 по 1948 год.
Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической...
Алия ́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину) евреев в Государство Израиль, а до основания Государства Израиль — в Страну Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в израильском «Законе о возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́ («спуск», «нисхождение»). Термин «алия» применительно к репатриации евреев в Страну...
Гило ́ (ивр. גִּלֹה) — район в юго-западной части Восточного Иерусалима, основанный в 1971 году. Это самый высокий район Иерусалима — 857 метров на уровне моря. Население — 40 000 человек, в основном еврейских жителей.
Социалистический сионизм (рабочий сионизм) — идеологическое направление среди сионистов, полагающих, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. Доминировало с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.
Молодёжная алия (ивр. עליית הנוער — Алия́т ха-но́ар) — сионистская организация, занимавшаяся спасением еврейских детей и молодёжи от нацистов во времена Третьего Рейха. Всего было спасено около 22 000 человек. В рамках молодёжной алии, еврейскую молодёжь вывозили в Палестину и поселяли в киббуцах и молодёжных деревнях.
Иргу́н Цваи́ Леуми́ (ивр. ארגון צבאי לאומי; рус. национальная военная организация), сокращённо Эцель (ивр. אצ"ל), коротко Иргун (ивр. ארגון; рус. организация) — еврейская подпольная организация, действовавшая на территории Палестины с 1931 по 1948 гг.«Энциклопедия Британника» называет Иргун «правой подпольной организацией, совершавшей теракты и убийства против арабов и англичан, которых члены организации считали нелегальными оккупантами», а другие источники (журнал «Time», 1948), в том числе...
Аджами (араб. حي العجمي, ивр. עג'מי) — район в Тель-Авиве-Яффо, Израиль, расположенный к югу от старой Яффы и севернее района Джабалия на берегу Средиземного моря.
Израильские арабы , также арабские граждане Государства Израиль — крупнейшее этноязыковое, а также религиозное меньшинство среди населения этого государства. Большинство из них являются гражданами Израиля с 14 июля 1952 года, так как они не являлись таковыми с момента опубликования декларации независимости государства Израиль 14 мая 1948 года. Израильских арабов не следует путать с родственными им по происхождению жителями палестинских территорий и других стран, не обладающими израильским гражданством...
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Ха-шомер Ха-цаир (ивр. הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר, «юный страж») — одна из сионистских всемирных молодёжных организаций левой ориентации. Движение основано в 1916 году как еврейский аналог скаутских организаций, получивших широкое распространение в то время. Изначально создавалось по инициативе и при поддержке Еврейского Агентства (Сохнут), целью которого была подготовка еврейской молодёжи к переселению в Эрец-Исраэль и к киббуцной жизни. В качестве базовых ценностей движения декларировались принципы...
Шестидневная война (ивр. מלחמת ששת הימים, Мильхемет Шешет ха-Йамим; араб. حرب الأيام الستة, Ḥarb al‑Ayyam as‑Sitta или араб. حرب 1967, Ḥarb 1967, англ. Six-Day War) — война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года.
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется...
Всемирный еврейский союз или Альянс (фр. Alliance Israélite Universelle ; ивр. כָּל יִשְׂרָאֵל חֲבֵרִים) — международная еврейская организация во Франции. Основана в 1860 году Адольфом Кремье с целью «защищать права евреев в странах, гражданами которых они являются».
Пятая алия — период 1929—1939 гг, за который в Палестину переселились около 250 тысяч евреев из всех уголков Европы.
Список терактов против израильтян и евреев включает террористические акты, направленные против граждан Израиля, а также против евреев, связанные с отрицательным отношением к Израилю и сионизму, либо убеждённостью террористов, что объекты теракта связаны с Израилем и сионизмом. В список включаются также ракетные обстрелы Израиля террористическими группировками, в результате которых были убитые, раненые или существенные разрушения (разрушены здания, уничтожены объекты инфраструктуры, более чем на сутки...
Алия девяностых, Большая алия, Русская алия — массовая репатриация евреев в Израиль из СССР и стран СНГ, которая началась в 1989 г. с приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением США, когда были облегчены правила эмиграции из СССР. Волна пошла на спад в начале 2000-х.
Гуш-Кати́ф (ивр. גוש קטיף, «урожайный блок») — блок еврейских поселений на юге сектора Газа, который был ликвидирован в августе 2005 года.
Бней-Менаше (ивр. בני מנשה, «Дети Менаше») — группа евреев Индии, представители народностей мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам, которые заявили, что они являются потомками колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
В израильском законодательстве форпосты (ивр. מאחז, маахаз, мн. ч. маахазим букв. «застава») — несанкционированные или незаконные израильские поселения на Западном берегу, построенное без соответствующего разрешения от израильского правительства в нарушение израильских законов, регулирующих проектирование и строительство.
Подробнее: Израильский форпост
Палестинские беженцы — арабские беженцы, покинувшие части Палестины, перешедшие под контроль Израиля в ходе арабо-израильской войны 1947—49 гг. и позже в ходе Шестидневной Войны 1967 года. По определению ООН, палестинскими беженцами являются...
Доли́на Ху́ла (ивр. עמק החולה — э́мек ха-Ху́ла) — долина и сельскохозяйственный район на севере Израиля, богатый пресной водой. Эта долина является узким местом миграции птиц вдоль Восточно-Африканской рифтовой долины между Африкой, Европой и Азией.
Се́ктор Га́за (араб. قطاع غزّة , ивр. רצועת עזה) — территория на берегу Средиземного моря, которая де-юре является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина (наряду с территорией Западного берега реки Иордан). На востоке и севере сектор граничит с Израилем, от которого он отделён разделительным забором с контрольно-пропускными пунктами, а на юго-западе по суше граничит с Египтом, от которого отделён бетонной стеной. Длина сектора Газа составляет примерно 40 км...
Неосионизм — правая, националистическая и религиозная идеология, которая оформилась в обществе Израиля после окончания Шестидневной войны в 1967 году и захвата Западного берега реки Иордан и сектора Газа Израилем.
Всемирный сионистский конгресс — собрание представителей сионистского движения, которое впервые состоялось в 1897 году под руководством Теодора Герцля в Базеле.
Израильский разделительный барьер (ивр. גדר ההפרדה, разделительный забор) — пограничное сооружение Израиля, отделяющее Израиль от Западного берега реки Иордан (исторические Иудея и Самария).
Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.
Война языков (ивр. מלחמת השפות; милхемет ха-сафот) — дебаты в османской Палестине о языке преподавания в еврейских школах, один из ключевых моментов возрождения языка иврит.
Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...
Два государства для двух народов — общее название спектра позиций в израильско-палестинском конфликте, которые предусматривают окончание конфликта путём создания Государство Палестина наряду с еврейским государством Израилем (включая израильских арабов) между Иорданом и Средиземным морем.
Кне́ссет (ивр. הכנסת, араб. الكنيست, англ. The Knesset; в буквальном переводе с иврита — «Собрание») — однопалатный представительный и законодательный орган Государства Израиль, являющийся его парламентом. Кнессет состоит из 120 депутатов, которые избираются по партийным спискам.
Упоминания в литературе (продолжение)
Жители отчаянно пытались предотвратить угасание родного края. Даже в самые трудные времена ремонтировались городские
стены и башни , мостились улицы, не прекращали работать ремесленные мастерские, никогда не пустовали постоялые дворы. С трогательной заботой горожане украшали дома резным орнаментом, росписью, фигурными карнизами. В 1399 году крепость захватил татарский хан Едигей, приказав сжечь большую его часть. После столь сокрушительного удара древний Херсонес навсегда прекратил существование.
История Казани распадается на две эпохи: до и после штурма войсками Ивана IV. По письменным источникам, посад Казани был защищен деревянной стеной, которую опоясывал глубокий ров. Возможно, были и каменные стены в ханский период – археологи относят остатки белокаменных
стен и башен к первой половине XVI века, что заставляет задуматься о том, как выглядела Казань перед штурмом войсками Ивана Грозного.
Римский протекторат благотворно сказался на экономике Таврики. Он способствовал хозяйственному подъему крымского региона в I–III веках. Горожане активно укрепляли городские
стены и башни , сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестроили театр, провели несколько ниток водопровода. Херсонес вел оживленную торговлю с крупными торгово-ремесленными центрами Черного и Средиземного морей и прежде всего со своими традиционными партнерами на южном берегу Понта: Гераклеей, Синопой, Амисом, Амастрией. В Херсонесе периодически возобновлялась чеканка золотой монеты. К традиционно импортируемым в город товарам добавились изящные стеклянные и бронзовые сосуды, разнообразная краснолаковая керамика, пряности и благовония. Из города в больших объемах вывозилась сельскохозяйственная продукция, кожи, соленая и сушеная рыба, рыбные соусы. В это время рыболовство превращается в самостоятельную отрасль городского хозяйства. В ходе раскопок обнаружено около сотни рыбозасолочных цистерн, емкость некоторых из них достигала 30–40 тонн.
Столицей Боспора остался Пантикапей. Он постепенно отстраивался после войн периода правления Митридата VI. Были восстановлены укрепления: оборонительные
стены и башни . Террасы на склоне горы Митридат были отремонтированы и застроены домами. Был возведен пятиколонный храм царя Аспурга, причисленного к пантеону богов. Улицы и площади украшались статуями боспорских царей и римских императоров.
В 90-е годы XV века, при князе Иване Третьем (1462-1505), укреплявшем границы объединенного русского государства, были подняты в высоту ее стены, обновлены башни. Крепость времен Московского государства занимает пространство 75 х 150 метров на том же мысу при впадении Ладожки в Волхов, где стояли две ее предшественницы. Мощные
стены и башни крепости, приспособленной к артиллерийским боям, сложены из валунов, облицованных плитняком. Ширина стен составляет 7-9 метров, высота – от 7 до 12 метров. Главное нововведение московских инженеров – мощные пушечные башни. Их высота – 16-19 метров, ширина основания – 16-25 метров. Крепость рассчитана на круговую оборону. Пять мощных каменных башен вынесены за линию крепостных стен. Эти башни являлись самостоятельными центрами обороны. Толщина их основания достигает девяти метров. Для сравнения – толщина основания башни Святого Олафа, главной башни Выборгского замка, составляет примерно пять метров. Толстые башенные стены Ладожской крепости могли выдержать длительный артиллерийский обстрел. Башни состояли из нескольких ярусов (этажей) боя, разделенных деревянными балками. В толще их стен сделаны обширные камеры, перекрытые цилиндрическими сводами. В этих камерах устроены узкие бойницы, их наружный выход имеет раструб.
Русский зодчий Федор Семенович Конь в 1585–1593 годы, в правление Бориса Годунова возвел вокруг Москвы третий пояс укреплений – белокаменные
стены и башни . Стены толщиной до 6 метров, высотой до 10 метров тянулись по линии современного Бульварного кольца почти на 10 километров. Они защищали расположенные под их прикрытием великокняжеские усадьбы, резные боярские терема, монастыри. Возник Белый город. Стены его были разобраны через двести лет. Екатерина II в 1774 году распорядилась на их месте устроить бульвары.
В писцовой книге 1662 года в Нижнем Новгороде, кроме кремлевских
стен и башен , было указано только два каменных строения: Спасский собор и церковь в Благовещенском монастыре. Другие возведенные в XIV веке постройки к XVII столетию превратились в развалины.